На главную | Контакты
Навигация
Главная Новости Раcсказы и отчёты История и археология Фотографии Контакты
Гость
РегистрацияЗабыли пароль?
Имя
Пароль
Партнеры
«Священные петроглифы Хакасии»
В них запечатлены различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, предках, загробной жизни, строении Вселенной. Скалы с петроглифами были культовыми центрами древних племен, своего рода святилищами. Поэтому горы, покрытые наскальными рисунками, в Хакасии обычно носят имя изых, что значит «священная». Наиболее древние изображения относятся к эпохе неолита. В основном в это время высекали фигуры животных и людей, плывущих на лодках. Сюжеты петроглифов времени окуневской культуры — антропоморфные и зооморфные личины, а также, наряду с реальными животными, фантастические образы хищников и драконов. Самый известный сюжет петроглифов карасукского времени - изображения легких конных упряжек-колесниц, которые появились на этой территории во второй половине II тысячелетия до н. э., и предметов неизвестного назначения. Отличительная черта тагарского «звериного» стиля - преобладание стилизованных образов летящего оленя с ветвистыми рогами и горного козла. На знаменитых Боярских писаницах запечатлены целые поселки с домами, жителями, стадами. На наскальных рисунках — фигурки лыжников и лучников, всадники, лодки с гребцами и, конечно, множество животных. Многофигурные писаницы тагарской культуры — одни из самых сложных по композиции не только в Хакасии, но и во всем степном мире.Рисунки древнетюркского периода Хакасии обычно выполнены плавно изогнутыми линиями. Чаще всего у лошади, на которой сидит всадник, маленькая изящная голова и мощные шея и туловище, бежит она всегда рысью. Сцены охоты, рыцарских сражений, изображения разнообразных животных вводят нас в мир средневековой Хакасии. Традиция выбивать на скалах различные изображения сохранилась вплоть до наших дней. Среди народных рисунков хакасов XVII–XIX вв. особенно часто встречаются родовые знаки — тамги. На скалах изображены также сказочные, легендарные персонажи, герои, богатыри, шаманы. Коллекция древнего искусства Хакасского национального краеведческого музея включает не только обнаруженные во время раскопок курганов плиты с выбивками, которые применялись для постройки оград и погребальных ящиков. Также имеется коллекция эстампажей южносибирских петроглифов, выполненных на микалентной бумаге из чистого хлопка оригинальным методом, разработанным членом Союза художников РФ В.Ф. Капелько. Этот не имеющий аналогов метод обеспечивает точное воспроизведение на-скальных рисунков и фактуру скальной поверхности. Он заслужил самую высокую оценку специалистов — археологов и художников. Доклады о методе вызвали повышенный интерес специалистов на научных конференциях и выставках. Коллекция создавалась в течение 30 лет. В нее входят эстампажи с памятников Хакасии, Красноярского края и Тувы: писаниц Оглахты, Тепсей, Суханиха, Быстрая, Шалаболинская, Сулекская, Малая и Большая Боярские, Изрыг тас, а также изображения с писаниц на горах Сундуки, Лисичья, Сосновая Джойка, писаниц Мугур-Саргол и Малоарбатская, выполненные минеральными красителями; эстампажи с памятников орхоно-енисейской письменности, снятые на территории Хакасско-Минусинской котловины (озеро Алтын кёль), на реках Оя, Туба, у деревень Означенное (ныне г. Саяногорск), Уйбат, Очуры и петроглифов с курганов у села Сафроново. Все они — яркое свидетельство высокого уровня народного графического мастерства, развитого в Хакасии с древнейших времен.

Сергей Таскараков
инженер-археолог Хакасского национального Хакасского национального
краеведческого музея краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова


Источник: Научно-популярный журнал "Достояние Поколений" 1(5) 2009

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.