На главную | Контакты
Навигация
Главная Новости Раcсказы и отчёты История и археология Фотографии Контакты
Гость
РегистрацияЗабыли пароль?
Имя
Пароль
Партнеры
Таштыкские маски
Вопрос о степени «портретности» масок до сих пор остается открытым.
За пятивековой период бытования лицевые маски принимали разные формы. На ранних этапах они представляли собой облицовку головы мумии или человекоподобной куклы, сшитой из кожи. В поздний период создавались настоящие скульптуры, каркасом для которых служили специальные сшитые из кожи и наполненные травой формы (болванки), а также гипсовые головы на подставках. Все маски несъемные, не имеют отверстий для глаз и рта и изображают мертвого человека с закрытыми глазами. По мнению археолога Э.Б. Вадецкой, около 100 масок сегодня полностью восстановлены, 200 воссозданы частично и более 1 тысячи масок хранятся в обломках. Впервые погребальные маски были обнаружены исследователем А.В. Адриановым в конце XIX в. на самом юге Енисейской губернии под Минусинском в коллективном кургане-склепе. В камере найдены гипсовые маски на черепах скелетов и бюсты, положенные около кучек пепла человека. Несколько масок плотно облегали лицевые кости черепа, остальные были полыми и находились среди человеческого пепла. Лежащие гипсовые скульптуры исследователь назвал масками, а стоящие — бюстами. В 1887 г. эти материалы получили широкую известность после экспонирования на Археологическом съезде в Ярославле. В 1903 г. А.В. Адрианов сделал сенсационное открытие: в могильнике Оглахты на правом берегу Енисея в одиночных и парных могилах сохранились высохшие человекоподобные мумии с масками и набитые травой кожаные чучела, берестяные изделия, обшитые шелком, деревянная посуда и модели оружия, остатки кожаных и меховых одежд. Позднее, в советское время, раскопки на этом памятнике продолжил Л.Р. Кызласов. На туловище и руках мужской мумии он обнаружил симметрично расположенные татуировки в виде розеток, лукообразной и стрельчатой фигур. На первом этапе существования масок (I в. до н. э. — II в. н. э.) для сохранения тела умершего до погребения применяли мумификацию. Череп трепанировался в височной, теменной или затылочной части острым долотом. Подобные операции выполняли специальные люди. Затем тело подвергалось естественному высыханию во временном хранилище или, возможно, бальзамированию с извлечением только внутренних органов. Эта процедура завершалась обмазыванием гипсом головы. Маски охватывали лицо, включая уши и подбородок, а иногда затылок и шею. У мумий сохранились волосы каштанового цвета, заплетенные в косу (их носили не только женщины, но и мужчины). В Оглахтинском могильнике на темени в верхнем крае мужской маски был оставлен вырез для косы, уложенной от середины лба и вдоль макушки. Лицевые маски лепили как скульптуру. Для этого на лицо наносили до трех-четырех слоев гипса (нижний — основной, средний — выравнивающий, верхний — отделочный). Толщина каждого слоя от 2–3 до 6–8 мм: тоньше по краям маски и на лбу, толще на щеках, губах, носу. Верхнюю поверхность после высыхания заглаживали более чистым гипсом, а затем покрывали отделочным слоем и раскрашивали. Мужские и детские маски сплошь окрашивали красной краской, поверх которой иногда рисовали черным поперечные полосы. На белых женских масках красным выделяли лоб, нос, губы, щеки, уши. На красном лбу выскоблены спирали. Закрытые глаза всегда окрашивали черным. Иногда для детализации закрытых глаз и рта прочерчивали линии по сырому гипсу, а красную и черную краски наносили по уже высохшему гипсу, поэтому трещины, образовавшиеся до раскрашивания, оказались за-литыми краской.На сохранившихся лучше других женских масках из Оглахты красной краской были нанесены узоры: в виде спиралей на лбу, висках, у носа, треугольники на щеках; также тонировались нос, губы и уши. Черной краской обозначали прорези закрытых глаз и рот. Мужские маски тонировали сплошь красной краской, а поверх глаз поперек лба наносили узкую полосу черной жирной краской. Чтобы получить красный цвет, использовали охру и киноварь, для черного — древесный уголь. Отдельные маски, на которых от росписи остались лишь следы, кажутся белыми. Проведенный Э.Б. Вадецкой химический анализ показал, что основным компонентом теста для масок являлся природный гипс, включающий в небольших количествах естественные примеси песка, глинистых и железных соединений. Однако в тесто специально подмешивали шерсть либо измельченный растительный материал, оболочки семян.Многочисленные образцы свидетельствуют о широком распространении правила: при лепке маски нельзя прикасаться к лицу умершего руками. На органы чувств накладывали квадратные лоскутки материи, а сверху все лицо покрывали тканью, на которую иногда клали тонкую кожу (ее отпечатки прослеживаются на масках). Адрианов отмечал, что под некоторыми масками на обоих глазах, ротовом и носовом отверстиях были наложены четырехугольные кусочки тонкой шелковой материи светло-зеленого цвета, причем на кусочках для глаз и рта были сделаны прорехи, соответствующие щелям за-крытых глаз и рта. При лепке мастер предварительно делал прорези не только в «наглазниках» и «наротнике», но и на покрывале. Именно это служит объяснением тому, что на обратной стороне маски на местах глаз и рта образовывались затеки, хотя маски передавали лицо мертвого человека с плотно сжатыми губами и закрытыми глазами и не имели сквозных прорезей. Маски лепили поверх лицевого покрывала, поэтому черты лица они передают, как правило, схематично, а иногда и вовсе произвольно. Это было доказано антропологами при восстановлении облика лица по двум черепам: в обоих случаях они не соответствовали своим маскам. М.М. Герасимов выполнил реконструкцию по черепу мужчины из могилы, раскопанной в Абакане. По реконструкции лица была изготовлена маска, она сильно отличалась от древней, имевшей на обратной стороне отпечатки фактуры кожи и шнурков. Нет сомнения в том, что лицо умершего сначала было покрыто лоскутом кожи, перевязано, а затем на нем вылеплена маска. Графическая реконструкция лица по женскому черепу из могильника у деревни Абакан-Перевоз (раскопки А.И. Готлиба) была выполнена Г.В. Лебединской. В воссозданном ею облике женщины отразился европеоидный тип, а в маске — монголоидный. Другую часть умерших таштыкцев подвергали сожжению за пределами могильника. От покойника оставалось 0,5–2 кг пережженных косточек. Раскопки могильника Оглахты показали, что пепел собирали и укладывали в специальные манекены, сшитые из белой овчины мехом внутрь. Из лоскутков овчины сшивали отдельные мешки для туловища, рук, нижних конечностей и головы. Их плотно набивали комками травы, зашивали жилами либо кожаными ремешками и соединяли вместе, создавая подобие туловища человека. Внутри туловища манекена в области груди помещали мешочки с остатками кальцинированных костей. Голова была овальной формы, кожаная, с пришитыми кожаными бровями и носом. Кукол, как и трупы, обряжали в одежду, к голове прикрепляли косу, надевали меховой головной убор и обувь. Перед тем как лепить на лице маску, кукле закрывали или замазывали глаза и рот, сверху все лицо накрывали куском материи или кожи. Темно-красной краской подрисовывали лицо: брови, глаза, нос, рот и поперечные полосы раскраски, как на маске мужчины.На позднем этапе таштыкской культуры в III–VI вв. н. э. появляются коллективные захоронения по обряду трупосожжения в курганах-склепах. От покойников оставались кальцинированные кости, металлические детали одежды и украшения. В то время для мешочка с кальцинированными костями человека часто шили не целые куклы, а лишь головы, на которых лепили маски. Проанализировав огромное количество масок и сопутствующих архивных материалов, Э.Б. Вадецкая сделала реконструкцию технологии изготовления кожаных голов и самих масок. Основой болванки, по которой лепили маску, служили матерчатые мешочки, туески из бересты, деревянные ящички с пеплом, обмотанные травой и обтянутые или обшитые кожей. Голову шили из хорошо выделанной кожи, мехом внутрь. Нос у куклы был обозначен ровной палочкой или нашитым куском ткани, а рот — грубой матерчатой овальной накладкой, закрытой сверху полоской шелка. Внутрь этих голов-болванок помещали емкости с пеплом. В целом процесс лепки маски был везде одинаковым. На твердую основу, на которой сохраняются отпечатки кожи, швов или ткани, в один – три приема накладывали отдельные порции увлажненного гипса. В результате образовывались неровные по толщине слои. На одном образце хорошо видно, что первый слой гипса клали справа налево, а второй — слева направо. Выпуклые места обкладывали дополнительно. Верхние слои были предназначены для выравнивания поверхности и создания объема. Поверхность дополнительно выравнивали жесткой кистью или скребком и наносили отделочный слой толщиной не более 1 мм. Он же являлся подготовительным слоем под нанесение красочного слоя или росписи. Чем тщательнее была изготовлена маска, тем больше на ней косметических (отделочных, грунтовых, красящих) слоев. Между основными слоями некоторых масок были проложены тончайшие побеги можжевельника, ивы, березы. В обожженных масках древесина выгорела, но отверстия от нее хорошо видны. Пустоты, оставшиеся от выгоревшей органики (на расстоянии 4–5 мм), доказывают, что побеги служили арматурным растительным материалом, а не наполнителем теста. При изготовлении масок использовался селенит, разновидность гипса, с 17 естественными природными примесями. При замешивании гипса с водой в тесто часто добавляли измельченный растительныйматериал: древесину тополя, желтой акации, березы, ивы, реже семена и шерсть. Краски для росписи масок изготовляли из земляных пигментов. В качестве красной краски использовали киноварь, черную и серо-голубую краски делали из древесного угля. Узоры наносили по-разному: рисовали поверх грунта или выскабливали окрашенную поверхность до грунта.На многих масках обнаружены следы древней реставрации. Эту операцию выполняли, как правило, до трех раз, но отделочный слой мог обновляться до пяти раз. Вероятнее всего, в результате погребальных обрядов, продолжавшихся несколько недель или месяцев, куклы и маски-бюсты постепенно приходили в негодность. Маски реставрировали, выпавший из кукол пепел помещали в ящики, туески. Весь цикл действий, связанный с захоронениями в склепах, происходил одноактно. Умерших и кремированных в разное время людей приносили и помещали в склеп одновременно. Маскам-бюстам разными способами придавали вертикальное положение. Их прикрепляли на керамическую подставку, иногда для этого маску делали с плоским основанием или с широкой устойчивой шеей. Вдоль стен на полати или на пол помещали куклы и маски-бюсты, а пространство посередине больших склепов заполняли посудой и другими приношениями. Таштыкские маски по смыслу не соответствуют общепринятому определению «маска». Подобных им аналогов нет и среди археологического материала Южной Сибири. Маски лепили, видимо, не сразу после смерти человека, а спустя какой-то срок, на протяжении которого мертвый человек или его имитация еще считались живыми, т. е. могли видеть и дышать через прорези в «наглазниках», «наротнике» и лицевых покрывалах. Изготовление маски с закрытыми глазами наряду с обряжанием покойника было констатацией смерти и последним актом перед хранением для последующей отправки в «потусторонний мир».Поскольку маски произвольно лепили на кожаных формах, они не могут быть индивидуальными портретами. Между тем, по общему признанию, маски передают внешний
облик двух групп людей: монголоидов и реже европеоидов, живших в бассейне Енисея в гунно-сарматскую эпоху. Антрополог Г.Ф. Дебец измерил отреставрированные маски с реки Уйбат и пришел к выводу: во всех масках имеет место смешение европеоидных и монголоидных черт. Запечатленные лица в целом ближе всего к уральскому типу и напоминают современных шорцев, барабинских татар, хакасов, обских угров. Между тем даже маски, вылепленные на лицах, но через покрывало, не всегда соответствуют антропологическому типу покойника. Поэтому вопрос о степени «портретности» масок остается открытым. ▪

Александр Поселянин,
старший научный сотрудник
археологической лаборатории
Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.