На главную | Контакты
Навигация
Главная Новости Раcсказы и отчёты История и археология Фотографии Контакты
Гость
РегистрацияЗабыли пароль?
Имя
Пароль
Партнеры
Куда смотрит ''третий глаз''?
В настоящее время коллекция окуневских изваяний и стел с рисунками в фондах Хакасского национального краеведческого музея насчитывает более 85 экземпляров. В ней присутствует практически весь спектр образцов окуневского искусства: скульптуры-изваяния, представляющие собой столбообразные, сигаровидные и саблевидные обработанные глыбы высотой 3–4 м, рисунки на плоских каменных плитах, исполненные в технике процарапывания или прочерчивания (прошлифовкой) толстых линий, а также небольшие яйцевидные валуны с высеченными изображениями — так называемые миниатюрные изваяния. История изучения окуневского искусства насчитывает более 280 лет. Написано несколько монографий и сотни научных статей, посвященных изучению феномена этого искусства. Но при этом многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными. Так, общепринятой является точка зрения о принадлежности этих изваяний и стел к окуневской культуре, в то время как некоторые относят их к поздненеолитической тазминской культуре (начало III тысячелетия до н. э.).К настоящему времени разработана классификация личин, высеченных на изваяниях и стелах. Из всего многообразия этих памятников выделены три группы (все они представлены в коллекции музея). К первой группе относятся простые личины, на них изображены только глаза, поперечная линия вместо носа и рот. Вторая группа — личины с реалистичными чертами. Именно такое изваяние встречает посетителя на крыльце музея. Личины третьей группы (их большинство), в основном, высечены на изваяниях со сложной композицией: сами личины нереалистичны и характеризуются стандартным иконографическим набором. Наиболее типична для этой группы личина на изваянии Киме тас (камень-лодка). Здесь овально вытянутая личина разделена на три части горизонтальными полосами. В нижнем сегменте расположен рот, в среднем — нос. В верхнем размещены глаза (при этом на лбу виден «третий глаз», который отделен от других изогнутыми линиями). В стороны от лица отходят «коровьи рога» и стилизованные звериные уши. По бокам изваяния и на задней стороне изображены так называемые солярные знаки в виде круга, от которого симметрично отходят четыре треугольника. Этот солярный знак — очень распространенный символ для окуневского искусства. Завершают сюжет два идущих к верху быка. В рамках одной личины реалистичные и нереалистичные черты могут переплетаться. Так, у одного из самых известных памятников музейной коллекции — Ширинского изваяния, обладающего наиболее сложной композицией, — личина разделена по всем канонам нереалистичной личины и, как все, имеет признаки животного — рога и уши, но при этом нос выполнен вполне реалистично, а вместо «третьего глаза» — солярный знак. К верху ото лба отходит столп, наполненный знаками, а на самом верху размещается вполне реалистичная личина. Если смотреть на нее в фас, то видны рельефно высеченные женские груди, а на выпуклом животе — солярный знак. Если же подойти к статуе сбоку, то можно заметить морду зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами. Те выпуклости, которые в фас воспринимаются как груди, при рассмотрении в профиль оказываются глазами зверя. Нереалистичные личины наносились и на плиты. В большинстве случаев контур лица у них более округлый. Они четко представлены на плитах из могильника, раскопанного в окрестностях села Верх-Аскиз. Такие же личины изображены и на миниатюрных изваяниях. Раскопки Л.Р. Кызласова на местах, где когда-то первоначально стояли некоторые изваяния, доказали, что эти изваяния использовались в качестве идолов на древних святилищах. Их устанавливали личиной на восход Солнца. Обычно с юга располагались каменные выкладки-жертвенники в ямках, в которых находились кости жертвенных животных. Наиболее сложным в науке является вопрос о семантике изображений на изваяниях и стелах. И это вполне закономерно: между нами и теми, кто вкладывал смысл в эти рисунки, лежит пропасть в четыре тысячи лет! Точно сказать, о чем думал древний человек при их начертании, никто не решится. Так называемые солярные знаки у всех ассоциируются по-разному: у одних это изображение Солнца и других небесных светил, у других — эзотерические чакры или символы, связывающие в единое целое все части мира и природные явления. Еще одним сложным научным вопросом является вопрос об интерпретации знаменитой Онхаковской стелы и подобных ей личин. Многие ученые уверены, что это изображение солнцеликого божества; другие видят в отходящих линиях от лица не солнечные лучи, а растрепанные волосы.Одни считают, что на стелах изображены лики разных божеств и духов из пантеона древних религиозных воззрений. Согласно другой точке зрения, большая часть изваяний с личинами олицетворяет образ женских предков, возможно, шаманок в ритуальном облачении. И еще одно мнение: окуневское искусство необходимо понимать, как запечатленные образы и сюжеты древних мифов, которые могут быть раскрыты при обращении к мифологическому наследию разных народов. В 80-е годы прошлого века все более распространенными становятся интерпретации этих изображений как результатов космогонических представлений древнего мировоззрения. Так, считается, что изваяние символа мировой горы представляет собой модель Вселенной, разделенной на три части. Верхняя часть — небесная сфера (к ней относятся все изображения, расположенные выше основной личины). Средняя часть — земной мир (на изваянии он представлен рогатыми личинами, ассоциировавшимися с Великой Матерью). Нижняя часть — подземелье, где хищник терзает плоть или утробу вышележащего рогатого существа. Существует и несколько иная интерпретация космогонической картины: трехъярусное деление личин представляется как антропоморфное первосущество типа ведического Пуруша, из тела которого, как известно, была создана Вселенная. Согласно еще одной точке зрения, изваяние представляется как Мировой столп, в ряде случаев персонифицированный в образе космического змеевидного дракона. Все другие персонажи, расположенные на нем, являются его порождением, а личина разделенана две части: верх — мужское начало, низ — женское, все вместе ассоциируется с образом Мирового яйца — началом всего сущего во Вселенной.

Вячеслав Тараканов,
ведущий специалист Министерства культуры Республики Хакасия, научный сотрудник Хакасского НИИ языка, литературы и истории
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.